+7 (920) 116-54-80 lady.nya2016@yandex.ru

Из неопубликованного                                                                                                     Наталья Яковлева

                  ЮНОСТЬ

И в университете тоже была энергичная, инициативная команда из студентов и молодых преподавателей. У нас была школа бального танца, которую организовали мы, танцующие студенты.

И не просто танцующие, но занимающиеся бальными танцами, и даже призеры различных конкурсов, соревнований и турниров бальных танцев.

У нас были свои диджеи, проводящие дискотеки для студентов и гостей, своя студия самодеятельной песни. Наши студенты сочиняли свои песни, которые потом расходились по всему городу. На свои же тексты писали музыку. При студии была группа, в которой наши студенты обучали старшеклассников игре на гитаре.

Была своя математическая школа на факультете, которую вела группа из 7 человек. Мы готовили тогда старшеклассников к экзаменам, математическим конкурсам, объясняли, как подходить к решению задач сложной трудности.

И школа была настолько популярна, что нас пригласили в МВТУ им Н.Э. Баумана на подведение итогов работы математических школ при вузах.

От имени нашего университета я ездила в эту командировку и привезла из поездки награду: кубок за 1-е место по России Лучшая математическая школа при Ярославском Государственном Университете им. П.Г. Демидова. Забегая вперед, скажу вот о чем. Спустя 20 лет я приехала в МВТУ им. Н.Э. Баумана на курсы по операционным системам от предприятия. Персональные компьютеры тогда только стали появляться, их первыми стали закупать крупные предприятия. И вот одно и из них было тем, на котором я работала программистом.

И, оформляя документы на обучение, сидим с одним из руководителей МВТУ и смотрим друг на друга…Обрадовались нашей встречи. Ведь именно он был тем, кто вручал мне, как руководителю математической школы при нашем университете, кубок за 1-е место в России…

Много было еще разных интересных событий. На старших курсах мы изучали такой предмет как психология, была практика в летних пионерских лагерях воспитателями и вожатыми. Это тогда было нечто…

Мне тогда достался 1-й отряд, и школьники не принимали меня всерьез. С первого дня начались шептания, каверзы, испытания. А я взяла и предложила им построить наш шалаш, даже несколько по желанию… Все спросили: «А зачем?» Ответила: «Не знаю…Может пригодится…Поболтаем вечерком.». И отряд согласился. Сначала меня просто приглашали «поболтать». А потом стали рассказывать о своих проказах, каждый сам про свои. Тут сказалось то, что я была внучка своей бабушки. И, как бабушка в свое время, тоже установила правило: говорить только про себя и никогда про других…

После окончания смены с моим отрядом, мы с детьми встречались не однажды в нашем   г. Ярославле и ходили в музеи, гуляли по набережной, просто сидели в кафе. Их родители, конечно же, знали о наших встречах. Удивительная память осталась…

И вот, наконец, выпускной бал в Университете. Нас распределяли по заявкам тогда. Мне достался город. Но не тут-то было. Судьба снова внесла коррективы в моем пути. Одной нашей выпускнице со дня на день рожать, а распределение учителем в крупное село нашей области.

Меня пригласили в деканат для разговора о том, чтобы поменять нас местами. Возможно был и другой путь. Но для меня это была новая проба пера, новая жизнь… Ведь нам так хочется начать быть самостоятельными и жить отдельно от родителей.

Естественно, родители были против такого назначения. Более того, были все возможности для меня остаться в городе. Но, как говорят, молодым везде у нас дорога…И я сама настояла на том, чтобы уехать в село по заявке, там обещали небольшую, но свою комнату.

Все так и случилось. Была комната, которую в центре села сдавала одна семья. Совсем недалеко от школы, в 5 минутах ходьбы. Стол есть, кровать есть, шкафы есть, кормить сказала будет. Что еще нужно начинающему учителю средней школы и, по мнению многих в селе, не знающему жизни.

В школе еще были молодые специалисты. Молодая семья. И снова призеры турниров бальных танцев. Нас роднило многое, и мы подружились.

В советское время мы были комсомольцами. И та среда, мое окружение, было на редкость инициативным и одаренным. В школе меня сразу назначили на 10-е классы и на должность завуча. Мало того. Как оказалось, чуть позже, секретаря поселковой комсомольской организации не было. Собрали комитет комсомола и вновь назначили секретарем поселка меня.

Меня это удивило, но огорчило или нет – просто уже не помню. Как же давно это было…

И, если бы спросили меня, как я успевала готовиться к урокам, проводить собрания, делать комсомольские сборы, организовывать и репетировать концерты, на которые ходило все село. И даже приезжали из удаленных сел. Каким образом уже тогда находила таланты – до сих пор не понимаю. Но ведь ни разу не ошиблась!

Артистами концерта были и мои ученики, и коллеги, и жители села… Когда приехали из районного комитета комсомола за комсомольскими взносами, изумлению их не было предела. Как мне это удавалось, опять же не знаю!.. Но взносы сдавали все комсомольцы. Проводили субботники, праздники были интересными, будни тоже.

И это все как потом оказалось были мои достижения…

В тот же год, а в селе я работала ровно один год, т.к. там подрос свой педагог по математике, сельский. Но год был нелегким…Это была самая настоящая школа жизни для меня.

Ведь совсем не рассказала еще об одной стороне жизни и работе в селе. Заметив, что ребятня меня слушается, особенно маленькие, мне предложили поработать в интернате для удаленных сел. В удаленных селах жили, в том числе, молодые семьи. Работы там не было. И они на время заработков отдавали своих детей в сельский интернат.

Село было богатое, в таких жителях и работниках совхоз был заинтересован. Поэтому в этот интернет подбирали по каким-то особенным критериям и воспитателей, и нянечек, и поваров, и других сотрудников интерната.

Удивило тогда то, что в интернате были дети от 1 года. Но что меня могло остановить, если в 16 я уже была воспитателем в детском садике, а в 18 помощником преподавателя (преподавателем иногда)? Ничто, конечно.  Детвору, людей всегда любила. И, хотя мне было очень сложно порой, и уставала – все равно держалась. Мне помогали…даже дети.

Иногда мне приходилось оставаться на ночь в интернате и помогать нянечкам с маленькими детьми. И это было в мои 22 года! Конечно, у подруг и знакомых уже в это время были семьи, рождены дети. И я от них была далеко…

Посоветоваться было не с кем. Но пожаловаться не могу. И теплый педагогический коллектив во главе с директором, и мои комсомольцы, и нянечки, и хозяйка сданной мне комнаты, и многие другие по своей воле приходили ко мне и помогали, кто чем мог.

Не все было гладко, тут не поспоришь. Квартиру дважды обещали, но так и не предоставили. А так, кто знает, может и осталась бы в селе. В интернате у меня тоже была маленькая комната и беспокойные ночи. Маленькие дети просыпались посреди ночи, иногда плакали, иногда пугались. Приходилось им рассказывать и сказки тихонечко, чтобы других не разбудить. Со старшими приходилось заниматься, особенно с теми, кто послабее в математике.

Так и шло время. В делах, в заботах год пролетел незаметно. Мой класс был выпускной, подготовили концерт, организовали бал. Были откровения, слезы моих учеников.

По сути вещей, все понимали это, выпускной был не только их, этот выпускной был и для меня.

Квартирную проблему решить не получилось, остальные вопросы тоже можно было решить по-разному. Но, когда я увидела и поняла, как складываются по природе вещей мои дела, подошла к директору и сказала, что приняла решение уехать. Тяжелым было расставание. Столько было пережито, столько прожито вместе. Но внутренне чувствовала, что выполнила то, что должна была сделать.

Когда приехала домой, все обрадовались мне. Жалели, что так все получилось. Ведь в советское время очень уважалось постоянство людей своему рабочему месту. Вот, мол, со скамьи института пришел, да так тут и проработал до пенсии. Но, как и сейчас, мало кому удавалось это сделать.

И в то время я просто болела школой. Видела, что общепринятые методики хоть и полезны, но при применении их требуется индивидуальный подход к ребенку в любом случае. У каждого ребенка свой потенциал, свои способности, своя самооценка и уверенность. Каждый ребенок и взрослым просто уникален гранями своей личности, и часто не понимает этого. У меня уже тогда были приемы свои общения с детьми, поощрения их и их наказания (но это уже в крайнем случае).

И именно поэтому, первое, что пришло в голову, прийти в свою школу.

Именно поэтому, меня тогда приняли хорошо и назначили заместителем заведующей учебной частью. Ведь шло время, коллектив взрослел, и нужны были коллективу молодые специалисты.

И снова окунулась в любимую работу. Преподаватели, которые видели мое отношение к делу и знали меня с детства, снова стали говорить: «Да, Натальюшка, далеко пойдешь. Может даже выше директора школы. И не ожидали мы ничего подобного, когда ты была нашей ученицей…»

И еще бы немного, они оказались бы правы. Но судьба моя снова внесла свои коррективы. Коллектив был немолодой, болели учителя. И мне приходилось либо вести свой предмет вместо их уроков, либо, как молодому специалисту, вести их предметы.

-------------------------------------------------------Продолжение следует---------------------------------------------

comments powered by HyperComments